Учимся учить физику





Знания нужны не сами по себе, а для решения задач, возникающих в практической и теоретической деятельности. Но решение задач возможно только в том случае, если учащийся умеет пользоваться знаниями, владеет соответствующими методами мышления.





Для начала несколько рекомендаций по составлению конспектов (основы теоретических знаний, без которых невозможно решить ни одной задачи)

К содержанию конспекта предъявляются следующие требования: 
вычленить самое необходимое для сохранения логики и сущности вопроса, а именно,
·        основные понятия и определения,
·        формулировки законов,
·        единицы измерения новых величин,
·        вывод уравнений (максимально кратко),
·        математическая запись определений и законов,
·        рисунки, графики, диаграммы.
Что значит решить задачу. В практическом смысле, если речь идет о количественной (а не качественной) задаче – необходимо неизвестную величину выразить через известные, или получить зависимость (функцию) одной величины от другой, либо отношение величин, по данному условию задачи.




Общий алгоритм решения задач
1. Читаем задачу. Читая, задачу пытаемся «увидеть», мысленно описать происходящие в ней события. Не следует читать все условие целиком, но порциями до величин, значения которых указаны.  Одновременно выполняем пункт 2. и 3. (Такие паузы в чтении дают время лучше представить происходящее, и продумать стиль рисунка. Если задача, читается сразу, целиком, - уяснить происходящее в ней не удается, - такая читка происходит вхолостую).
2. Записываем «Дано:» в системе «СИ»
3. Выполняем рисунок, схему, диаграмму, обозначая на них известные и неизвестные величины, которые требуется найти. Помним, что в рисунок, могут постоянно вносится корректировки.
4. Определяем темы (разделы физики), которые могут быть использованы в задаче. В темах определяем законы,  используемые в задаче.
5. Выписываем математические уравнения этих законов, содержащие известные и неизвестные величины.
6. Решая эти уравнения (в общем виде), выражаем искомую величину через данные.
7. Подставляем числовые значения, и производим вычисления
8. Производим проверку:
- по размерности (если это требуют авторы задачи)
- по реальности результата (наиболее эффективная проверка)
З а м е ч а н и е 1. Нет необходимости всегда переводить в систему «СИ», например, если все единицы измерения однородны (км, ч, км/ч) или требуется найти отношение однородных величин (v1/v2).
З а м е ч а н и е 2. Если автор не требует проверки размерности, то эта проверка лишь дублирует ваше полученное уравнение, поэтому особой надобности в ней нет.
З а м е ч а н и е 3. В задачах на сравнение (как изменится величина при изменении других величин) получаем уравнение, в котором фигурируют указанные величины. Записываем уравнение дважды, до изменения - с индексом 1, после – индексом 2. Далее, первое уравнение по членам делим на  второе.

Также стоит отметить некоторые важные моменты при работе с рисунком:

·        рисунок должен быть достаточно «просторным», иначе, будучи перегружен деталями и обозначениями станет трудным для прочтения. И снова действует принцип: «задача решается глазами»;

·        рисунок должен быть максимально адекватен условию задачи. Например, соблюдение углов и пропорций (разумеется, не во всех случаях);
·        очень удобно, при решении задачи в общем виде, использовать стандартные углы -300 и 600, тогда возникающие при дополнительных построениях подобные углы легко будут читаться, что не требует дополнительных доказательств равенства углов;
·        если в задаче указан квадрат или углы 450 стоит особенно тщательно отразить их на рисунке, что во многих случаях, также освободит от дополнительных выкладок и доказательств.
При работе с переводами единиц очень важно знать логику перевода. Например:
Для линейных размеров: 1м=101дм=102см=103мм. В обратном порядке – меняем знак степени. Например:
76мм= 76∙10-3м.
Для площадей степень удваивается: 1м2=102дм2=104см2=106мм2. В обратном порядке – меняем знак степени. Например:
350дм2= 350∙10-2м2=3,5м2
Для объемов степень утраивается: 1м3=103дм3=106см3=109мм3. В обратном порядке – меняем знак степени. Например:
4800000см3= 4800000∙10-6м3=4,8 м3
Вообще, лучше уже в 7 классе приучиться работать со степенями, а не считать количество нулей.
Запомните: 1л=1дм3; 1мл=1см3 .
При переводе х км/ч= х/3,6 м/с запомните таблицу наиболее часто встречающихся значений скоростей:
36км/ч=10м/с
18км/ч=5 м/с
72км/ч=20м/с
54км/ч=15м/с
90км/ч=25м/с и т.д.

Использовалась статья В. А. Мишина, учителя высшей категории







Комментариев нет:

Отправить комментарий